Не в изгнании, а в послании...
 
пожертвовать на музей главная страница напишите нам

Экспонаты Общества «Родина» в Центральном музее Вооруженных Сил

 

Американо-русское культурно-просветительное и благотворительное оПортрет В.П.Стеллецкого — основателя музея общества «Родина». Центральный музей Вооруженных Силбщество «Родина», объединяющее выходцев из России, было основано в 1954 году. Одним из важнейших направлений деятельности общества стало сохранение российского историко-культурного наследия за рубежом. В 1959 году художником В.П.Стеллецким был основан исторический музей общества. Он же многие годы был его хранителем. К собранию общества постепенно присоединялись коллекции и других эмигрантских музеев: Николаевского кавалерийского училища из Парижа, Лейб-гвардии Семеновского, Измайловского и Павловского полков, Русской Конницы, Константиновского артиллерийского училища, Морского объединения и частных архивов. Музей становится крупнейшим в США русским историческим собранием. К 1967 году в Лейквуде (штат Нью-Джерси, США) для размещения собранных культурно-исторических и военных реликвий удалось построить специальное музейное здание.

15 мая 1994 года Совет старшин общества «Родина» принял решение о передаче в постоянное и безвозмездное пользование культурно-исторических ценностей в фонды Центрального музея Вооруженных сил. В решении Совета старшин подчеркивается: «Выражаем надежду, что наши военные реликвии, добровольно возвращенные в Россию, послужат благородному делу восстановления исторической правды в освещении военной славы российского Отечества, воспитанию молодежи на боевых традициях воинства России!» Передача обществом «Родина» своей коллекции и библиотеки проходила поэтапно в 1994, 1996, 1998, 2000 годах и стала важным событием российской культуры.

В Центральный музей Вооруженных Сил была передана уникальная коллекция реликвий российской военной истории. Собрание более чем 40 тысяч предметов, в течение многих лет бережно хранимое на чужбине русскими эмигрантами, ныне стало достоянием всей России.

В постоянную экспозицию в залах ЦМВС включены вещи, принадлежавшие царской семье и ее ближайшему окружению;Дары культурно-просветительного и благотворительного общества «Родина» в экспозиции Центрального музея Вооруженных Сил документы по истории русской армии и флота XVIII–начала XX века; боевые знамена и штандарты; холодное и стрелковое оружие, награды, предметы униформы генералов А.И.Деникина, М.В.Алексеева, М.Д.Скобелева, А.И.Спиридовича, Н.Н.Юденича и других; коллекции орденов и медалей России, полковых знаков, нагрудных знаков военно-учебных заведений, памятных медалей; тексты военной присяги императору Николаю II, фарфоровые пасхальные яйца с вензелями царской семьи, отправленные солдатам на фронт; коллекция миниатюрных муляжей головных уборов всех видов и родов войск начала XX века. Более чем 300-летнюю историю Российского флота представляют: экземпляр Устава Морского (СПб., 1720); георгиевское военно-морское знамя, предметы матросского и офицерского быта, личные вещи и оружие офицеров флота, закладные доски военных кораблей; фотографии (самые ранние датируются 1861 годом) и фотоальбомы. Демонстрируются экспонаты, повествующие об истории казачества с XVII по начало XX века: холодное оружие — пика, шашки, кинжалы; форма донских и кубанских казаков; личные вещи казачьего генерала Н.Н. Баратова и много других уникальных предметов.

 

Художник Афанасий Иванович Шелоумов

 

В фонды Центрального музея Вооруженных Сил обществом «Родина» были переданы несколько живописных и графических работ А.И.Шелоумова. Имя этого художника-баталиста, хорошо знакомое специалистам арт-рынка на Западе, почти ничего не говорит искусствоведам в России . Хотя прошло более двадцати лет со дня его кончины в Германии, упоминания о нем отрывочны и в основном неверны. «Заговор» умолчания до сих пор не снят. И причина этого, скорее всего, не творчество, а биография художника.

Афанасий Шелоумов родился 17 августа (ст. ст.) 1892 года в Каменец-Подольске. Его детство прошло в городе Балте Херсонской губернии, славившемся ежегодными конными ярмарками. На будущего художника неизгладимое впечатление произвели ярмарочные сцены и мобилизация во время русско-японской войны. Увлечение рисованием лошадей указало дальнейший жизненный путь. После окончания Художественного училища в Одессе в 1914 году Афанасий поступил в Императорскую АкадемиюА.Шелоумов. Бой оренбургских казаков с австрийскими уланами. Фрагмент. Центральный музей Вооруженных Сил художеств в Петербурге, в батальный класс академика Н.С.Самокиша. Учиться в Академии удалось не долго — началась война. Призыв на военную службу не позволил Шелоумову заниматься любимым делом и закончить Академию. Афанасий начал службу рядовым, а закончил войну корнетом 10-го улан-ского Одесского полка. Никогда не упускал он возможности сделать зарисовки батальных сцен, военного быта и лошадей. А в Гражданскую войну вступил в 1-й Добровольческий корпус под командованием генерала А.П.Кутепова. С частями Белой армии в 1920 году эвакуировался в Галлиполи. Здесь, в Турции, нашли первое пристанище части потерпевшей поражение Белой армии. В лагере, приютившем около 200 тысяч беженцев, сформировалась уникальная культурная среда. Художественный кружок объединял более 40 профессиональных художников и любителей. Галлиполийские работы Шелоумова составили альбом видов лагеря и его обитателей. Затем, как и многие другие соотечественники, через Константинополь он перебрался в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Эта страна была первой, не только принявшей большой поток беженцев из России, но и оказавшей им всестороннюю помощь. Русские образовали здесь около 300 колоний. Афанасий Иванович поселился в Бечкереке и посвятил себя искусству. Для заработка пришлось начать с копирования картин передвижников. Признание принесли ему произведения батального жанра: «Бородинская битва», «Битва под Лейпцигом», «Въезд Минина и Пожарского в Москву», «Молитва Шамиля перед битвой», «Последний резерв Добровольческой армии». В 1930 году художник участвовал в Большой выставке русского искусства, организованной Комитетом русской культуры в Югославии. Его картина из истории Сербии была приобретена Военно-историческим музеем в Белграде. Историческая живопись Шелоумова внесла заметный вклад в художественную культуру Югославии.

В 1941 году Шелоумов, по сведениям авторов биографического словаря «Художники русского зарубежья», вступил в Русский корпус в составе Вермахта и с его частями попал в Германию. С 1945 года поселился в Штарнберге, неподалеку от Мюнхена, и продолжил занятия живописью.

В 1962 году, к 150-летию Отечественной войны 1812 года, уже признанный мастер устроил выставку своих работ в Мюнхене. К 80-летию художника были организованы персональные выставки в Мюнхене и Штарнберге. В конце 1980-х годов состоялись выставки в Мюнхене, в Штутгарте и в Маракай в Венесуэле.

К 90-летию А.И. Шелоумов был удостоен звания почетного гражданина города Штарнберга. Скончался художник 25 января 1983 года. Работы А.И.Шелоумова находятся в музеях Сербии, Германии, США. Теперь и на Родине будут храниться произведения художника, все творчество которого было вдохновлено российской военной историей.

 

Л.Сергеев 


 



 


 


У каждого из нас есть желание сохранить, приумножить и передать будущему поколению духовное, культурное и историческое наследие своих предков.
Именно такую цель поставил перед собой Русский Дом "РОДИНА".